Научно-педагогическая школа

УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ставит перед собой задачу создать предпосылки для складывания новой формации историков, способных заниматься исследовательской работой, преподавательской деятельностью, организационной и аналитической практикой в сфере культуры (музеи, архивы), функционировать в различного рода социальных учреждениях государственного и негосударственного типа, выступать в качестве «россиеведа» в службах интеллектуального сопровождения, заниматься журналистскими и редакторскими обязанностями в СМИ, ТВ и экспертизой исторических текстов.

Основополагающие принципы, характеризующие университетское образование практически с момента возникновения первых университетов – единство научных исследований и учебных знаний; совместный поиск истины профессором и студентом; наличие или формирование традиций университета, своей «изюминки», тех особых методов достижения целей, которые выделяют его среди других, - сохранят актуальность.

В то же время наметившийся пересмотр ценностных ориентаций в контексте  кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается, в частности, переоценкой прежних образовательных традиций, приемов, методик. При этом поиски нового базируются на признании глубинной связи между педагогическими системами, образовательными методиками, социокультурным климатом. Традиционная образовательная система, сложившаяся в XIX веке и обновленная для выполнения социального заказа общества в первой половине XX века, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как современный мир нуждается в человеке, понимающем и сознающем себя, общество и культуру как минувших эпох, так и современную.

Итогом назревшей переориентации должно стать пред­ставление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание целостного мышления челове­ка, отвечающего современным реалиям жизни, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в обществе, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни должен стать генеральной целью функционирования образовательной системы. Пересматриваются основные парадигмы развития общества на базе идеологии модернизации.

С целью создания новой научно-педагогической школы  ведется разработка специальных модулей курсов, включающих в себя как теоретические, так и технологические компоненты. Таким образом, акцент смещается на практически индивидуальные формы работы студента и преподавателя. Отрабатывается модель коллективного, совместного процесса познания на материалах современности с широким спектром междисциплинарных приемов.

Курсы, читаемые преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» - авторские. Дидактические материалы разрабатываются самими преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России». Рабочие программы (Учебно-методические комплексы) дисциплин разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 46.03.01 (030600) "История" и в соответствии с внутриуниверситетскими нормативами (методические рекомендации профильного УМС, Методического управления РГГУ и т.п.). Согласно требованиям ФГОС ВПО программы дисциплин периодически обновляются (по дисциплинам базовой части учебного плана - ежегодно; по элективным дисциплинам - раз в два-три года), дополняется их содержание, расширяется перечень тем изучаемого материала с учетом развития науки, культуры, технологий, междисциплинарного характера рассматриваемых проблем. В зависимости от изменений, вносимых в базовый и рабочие учебные планы, изменяется структура дисциплин (общая трудоемкость в соответствии с количеством отводимых на дисциплину зачетных единиц, количество аудиторных часов).

В учебном процессе широко используются результаты методической и научно-исследовательской работы преподавателей УНЦ, новейшие информационные технологии. Образовательный процесс обеспечен также выдержавшими несколько переизданий учебником «Отечественная история новейшего времени (1985 – 2007 гг.)» (гриф УМО вузов России), курсом лекций «История России. XX век» и учебными пособиями «История СССР/РФ в контексте современного россиеведения», «Зарубежное россиеведение», «Перестройка и крах СССР. 1985-1993», «История КПСС», хрестоматией по истории «Современная Россия (1985-2010)» и др. – подготовленными профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры и УНЦ в 2009-2014 годах. Продолжается разработка коллективного проекте с условным названием «Базы данных по истории современной России», воплощенном, в частности, в указанной хрестоматии (только электронная ее версия насчитывает более 150 п.л. текстов из документов по новейшей истории России).

Студенты и магистранты могут ознакомиться с программами курсов, читаемых преподавателями УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России», через базу данных «Компас» или в учебно-методическом кабинете «История России XX века», где они также могут просмотреть или взять на дом монографии профессоров УНЦ, в том числе по тематике читаемых ими курсов.

В учебном процессе используются компьютерные технологии. Образовательный процесс обеспечен доступом к электронной библиотечной системе znanium.com.

Студенты, обучающиеся по специализации «История современной России» с 1 курса сориентированы на разработку проблематики новейшей и современной истории России. Многие из них подходят к моменту написания дипломной работы с уже наработанным и прошедшим апробацию в ходе защиты курсовых работ материалом. Тематика курсовых работ соответствует требованиям ФГОС, ежегодно обновляется с учетом пожеланий студентов, состояния исторической науки и актуальности разработки тех или иных проблем. Актуальность курсовых в значительной степени связана с нацеленностью специализации на изучение истории современности.

 Международная магистерская программа «Историческая компаративистика и транзитология (Россия – Польша)» призвана восполнить дефицит квалифицированных специалистов в области российско-польских отношений. Успешное освоение программы предполагает получение двух дипломов государственного образца: российского и польского. Второй диплом (помимо национального) обеспечивает выпускникам конкурентоспособность на международном рынке труда, открывает доступ к профессиональному сообществу европейских исследователей. Выпускник программы может осуществлять свою профессиональную деятельность в различных учреждениях и организациях:

  • - академических, научно-исследовательских институтах, архивах, музеях и других учреждениях культуры (в том числе в культурных центрах при посольствах РФ и РП);
  • - государственных и частных высших и общеобразовательных учебных заведениях (университетах, гимназиях, лицеях и т.п.);
  • - экспертно-аналитических и информационно-аналитических центрах, консалтинговых фирмах (в том числе совместных, международных);
  • - СМИ, включая электронные (в том числе совместные);
  • - органах государственного и муниципального управления;
  • - туристическо-экскурсионных организациях.

Магистранты и студенты активно участвуют в студенческих конференциях, которые являются важной частью их научно-исследовательской работы, позволяют представить свое видение диссертационных тем, способствуют формированию целого ряда профессиональных и социально-личностных компетенций, прежде всего, связанных с научной коммуникацией. Магистранты участвуют в выработке концепции, регламента и программы конференции, ее ведении, самостоятельно готовят научную информацию о мероприятии, которая размещается на университетских сайтах. Заранее готовятся, редактируются и размещаются на сайте РГГУ тезисы докладов. Магистерские конференция наглядно демонстрируют преемственность между магистратурой и аспирантурой, обеспечивают возможность общения между собой студентов разных магистерских программ, поддержание связи с выпускниками университета.

Среди иных форм участия студентов в НИР УНЦ – работа в специализированном магистерско-аспирантском семинаре профессора Л.Е. Горизонтова, где магистранты приобретают ценный опыт подготовки и обсуждения научных текстов, знакомятся с различными жанрами научного творчества и научной коммуникации.

Эффективность практикуемой в УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» образовательной модели подтверждается результатами конкурсных работ. Так, в 2009 году Лишманова Е.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) была признана победительницей конкурса «Третьекурсник-исследователь РГГУ – 2009». В 2010 году Корниенко Л.В. (научный руководитель – Горизонтов Л.Е.) принял участие в Открытом всероссийском конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам и прошел во II Тур, а также стал финалистом конкурса студенческих научных работ «Третьекурсник–исследователь РГГУ – 2010». Тезисы студентов 3, 4 курсов были опубликованы в сборнике «Престройке 25 лет. Историческая память современной России».

После завершения обучения в магистратуре многие выпускники поступают в аспирантуру РГГУ и др. вузов, продолжая научную работу по проблематике постсоветской истории. Так, например, в РГГУ Д.А. Пушмин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Формирование новой российской государственности в условиях трансформации российского общества», а В.Н. Круглов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Регионализация в СССР/РФ (1990 – 1997 гг.)».

 

Преподавателями УНЦ были написаны следующие монографии, учебники и учебные пособия по истории России в XX и XXI вв.:

  • История России. Новейшее время. 1945-1999. – М.: Издательство «Олимп Астрель», 1999. - Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений).
  • История России. Новейшее время. 1945-2001. - М.: Издательство «Олимп Астрель», 2001. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.
  • История России. 1901 – 2001 гг. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. Ч.2. – М., 2002.
  • История России. ХХ век. Лекции и учебно-методические материалы. - М., 2002.
  • История России в новейшее время. Курс лекций. Т.3. М., 2002
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. – М.: РГГУ, 2003.
  • СССР - Россия. От М. С. Горбачева до В. В. Путина,. 1985-2002   / Е. Е. Вяземский, Н. В. Елисеева.  М.: Ступени, 2003
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. – М.: РГГУ, 2004.
  • История России в новейшее время. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - Допущено Министерством образования  в качестве учебника по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неисторическим –специальностям.
  • Россия. ХХ век. Документы и материалы. В 2-х томах. - М. «Высшая школа». 2004. - Допущено министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020700 «История» направлению 520800 «История».
  • История России в новейшее время. Учебное пособие для поступающих в РГГУ. 3- изд., исправленное и дополненное. - М.: РГГУ, 2005.
  • Отечественная история новейшего времени, 1985-2005 : учебник для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ по образованию / Безбородов, Александр Борисович [и др.]; отв. ред. А.Б. Безбородов ; Российский государственный гуманитарный ун-т. - М. : РГГУ, 2007 (Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области  историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Историко-архивоведение и направлению 030400 – История).
  • Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е изд., перераб. – М.: Новый учебник, 2009. - (с «грифом» Минобразования РФ)
  • Шубин А.В. Новейшая история XX - начала XXI века: хрестоматия для учащихся 9-х классов. - М. : Новый учебник, 2009.
  • История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве. Сборник программ курсов для магистратуры. Часть 1. / Бачинин А.Н., Безбородов А.Б., Горизонтов Л.Е.,  Дробижева Л.М., Куприянов А.И., Марченя П.П., Сапрыкина О.В., Селунская Н.Б., Сизова А.Ю., Чадаева А.Г. – М.: Изд. центр РГГУ, 2009.
  • Отечественная история новейшего времени. 1985-2008 гг. 2-е изд., перераб.  И доп. Учебник. Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области  историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Истоико-архивоведение и направлению 030400 – История. - М.: РГГУ, 2009. (Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов РФ по образованию в области  историко-архивоведения в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030402 – Историко-архивоведение и направлению 030400 – История).
  • История России в новейшее время. 1985-2009 гг. – М.: Проспект, 2010.
  • Галенович Ю.М. Сталин и Мао. Два вождя. М.: Восточная книга, 2009
  • Шубин А.В. 1937. «Антитеррор» Сталина. М.: «Эксмо», 2010.
  • Галенович Ю.М. Россия в "китайском зеркале". Трактовка в КНР в начале XXI века истории России и русско-китайских отношений. М.: Восточная книга, 2011
  • Галенович Ю.М. История взаимоотношений России и Китая. В 4 томах: Политика. Международные отношения. Внешняя политика.  М.: Русская панорама, 2011
  • Галенович Ю.М. Четыреста лет соседства России с Китаем. М.: Восточная книга, 2011
  • Галенович Ю.М. Китайские поминки по КПСС и СССР. М.: Восточная книга, 2011
  • Шубин А.В. Великая испанская революция. Москва, «URSS», 2011
  • История СССР / РФ в контексте современного россиеведения: учебное пособие. М.: Проспект, 2011
  • Зарубежное россиеведение: учебное пособие. М.: Проспект, 2012
  • Шубин А.В. Махно и его время. О Великой революции и Гражданской войне 1917-1922 гг. в России и на Украине. М.: URSS Либроком , 2013
  • История Коммунистической партии Советского Союза: коллективная монография. М.: РОССПЭН , 2013
  • Современная Россия (1985-2010): Хрестоматия по истории. М.: ОГИ, 2014
  • Шубин А.В. История Новороссии. М.: ОЛМА Медиа групп, 2015

УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» является инициатором и организатором ряда конференций международного и общероссийского характера, готовит материалы этих конференций к изданию. Например, силами УНЦ были организованы Международная научная конференция «История постсоветской современности. Проблемы изучения и преподавания», Международная научно-практическая конференция «Перестройке 25 лет. Историческая память современной России», Круглый стол «Проблемы формирования отношений согласия и толерантности в российском обществе и учебный процесс в РГГУ», международная научная конференция: «Исторические юбилеи и государственные церемониалы как иллюстрация политической и культурной жизни общества в России, СССР и РФ» и др. Также УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» является одним из организаторов цикла выступлений в РГГУ видных представителей польской гуманитаристики «Встречи с Польшей» (при содействии Посольства Республики Польша в России).